О профессии
Сомелье называют человека, который идеально разбирается в сортах и видах вина. Он консультирует людей при подборе этого алкоголя. А также является штатным сотрудником ресторана. В задачи сомелье входит контроль за тем, сколько на полках погреба осталось вина. Если запасы слишком маленькие, то сомелье необходимо дозаказывать партию напитка.
Помимо этого, сомелье принимает участие в формировании винного меню. Также, специалист должен уметь разбираться и в безалкогольных напитках (например, кофе). Чтобы иметь возможность советовать их тем или иным посетителям.
Какие основные обязанности сомелье?
Сомелье должен консультировать клиентов по тому, как выбрать ряд напитков. Не только вино, но и пиво. А также кофе.
Специалист должен уметь:
- Создавать карту (меню) для каждого из вышеназванных напитков.
- Уметь договариваться с поставщиками. Чтобы они вовремя и выгодно доставляли те или иные напитки ресторану.
- Контролировать процесс возведения винного погреба. А также дальнейшее его пополнение различными видами вина.
- Заниматься финансовой деятельностью в ресторане. Сомелье необходимо вести несколько видов учета. В частности, бухгалтерский, а также кассовый. Помимо этого, специалист должен контролировать наличие разрешительных документов на продажу алкоголя. Чтобы ресторан не заработал штраф от контролирующих органов.
- Следить за тем, чтобы ресторан следовал санитарным нормам.
Чему в целом учат сомелье?
Когда сомелье проходят обучение, им преподают теорию о том, где производятся вина. В каких регионах. А также рассказывают о том, почему они особенные.
Помимо этого, специалистов обучают тому, как раскладывать различные запахи вин на несколько элементов. Для того, чтобы определить их «букет». Для этих целей применяют различные образцы запахов вина.
Во время обучения специалиста учат узнавать буквально всю информацию об алкоголе по запаху. В частности, то, насколько качественное вино. Из какого вида винограда оно было сделано. Какого возраста алкогольный напиток. И в каком регионе он был произведен.
Уровни подготовки специалистов этого спектра
Сомелье могут иметь разные уровни профессионализма. За каждый из них присуждается соответствующее звание. Всего их три. Звания у сомелье — следующие:
- Су-сомелье. Это звание получает любой специалист, который заканчивает какие-либо курсы сомелье. Важно, чтобы у него был соответствующий диплом. Также, звание можно получить, если пройти стажировку в том или ином заведении города. В качестве сомелье.
- Сомелье. Это звание получает специалист, который обладает дипломом об окончании курсов. А также имеет релевантный опыт работы.
- Шеф-сомелье. Эта степень является довольно труднодостижимой. Потому, что специалисту необходимо обладать хорошим уровнем подготовки. А также иметь огромный опыт работы по специальности.
В частности, Союз Сомелье Франции очень трепетно относится к выдаче подобных званий. Получить «Шеф-сомелье» в нем можно только спустя десять лет работы в сфере. Но выигрывают соответствующие звания люди с гораздо большим опытом. Те из них, которые проработали в качестве сомелье пятнадцать лет.
Как владельцы ресторанов понимают, что сомелье — высококлассный профессионал?
Уметь определять вина по аромату — важный навык для сомелье. Однако, он не является ключевым. Основной задачей специалиста является значительное увеличение уровня продажи вина. А также других алкогольных напитков в ресторане.
Для этого сомелье необходимо уметь хорошо продавать. А также чувствовать людей. Чтобы с помощью психологии и других навыков добиваться от них желаемого — покупки вин.
Финансовая выгода
В первую очередь рассчитайте бюджет. Это необходимо сделать на этапе планирования, а не в разгар реализации. К расчетам подходите ответственно. Следует учесть даже самые не значительные на первый взгляд затраты (например, расходные материалы – салфетки, одноразовая посуда, зубочистки и т.д).
Если вы пользуйтесь услугами агентства, то попросить предоставить подробную финансовую смету – какие-то позиции могут обойтись намного дешевле, если заказывать их на оптовых базах или предоставить самостоятельно.
Где могут работать сомелье?
Сомелье могут работать в разных местах. Например, они могут быть:
- Винными стюартами. Специалисты этого спектра работают на гражданских кораблях.
- Сомельерами. Специалисты этого спектра работают в самолете.
- Кавистами. Специалисты этого спектра занимаются тем, что реализовывают элитный алкоголь. В соответствующем магазине.
Как выучиться на сомелье?
Обучиться профессии сомелье можно на курсах, которые проводятся компаниями-изготовителями алкоголя. Подобные учреждения есть практически в каждом городе страны. Курсы имеют название, сделанное в следующем формате: «Курсы сомелье ***». Или «Школа сомелье ***».
Также, освоить профессию можно и с помощью высшего образования. Тинейджер может закончить «Гостиничное дело». Там он освоит основные навыки, которые понадобятся ему в будущем. И ему будет легче учиться в школе сомелье.
Какие еще обязанности есть у сомелье?
Помимо основных обязанностей, у сомелье есть и дополнительные. Он должен:
- Приносить клиентам выбранное ими вино. Сервировать его так, чтобы человек был в восторге от сервиса ресторана. И пребывал в хорошем настроении.
- Подбирать качественные виды вина для ресторана, в котором он работает.
- Разрабатывать предложения по улучшению запасов вина для ресторана. Сомелье должен проводить анализ востребованности того или иного вида напитка. Избавляться от тех из них, которые уже не пользуются спросом. Покупать те виды вина, которые более эффективно продаются.
- Следить за количеством продажи вин. Внедрять рекомендации по увеличению этого показателя.
- Проводить лекции для официантов по поводу того, как нужно сервировать вино. Какие особенности учитывать во время этого процесса. И так далее.
- Уметь разговаривать на иностранных языках. Этот навык понадобится для того, чтобы разговаривать с иностранцами, которые решили прийти в ресторан.
Помимо этого, сомелье должен окончить, как минимум, колледж. Без соответствующего диплома о среднем профессиональном образовании на работу его не возьмут.
Для каких подростков подойдет профессия сомелье?
Эта профессия подойдет, прежде всего, для тех, кому уже исполнилось 18 лет. Также, нужно учитывать, что в ходе работы подростку предстоит продавать продукт. Соответственно, он должен быть экстравертом. А также хорошим продажником.
Желательно обладать знанием ряда дополнительных иностранных языков. Для того, чтобы у подростка была возможность общаться с клиентами из-за границы. Помимо этого, тинейджер должен быть здоровым. А также довольно выносливым. Обладать этими параметрами очень важно. Поскольку тинейджеру придется очень долгое время проводить на ногах. И открывать огромное количество бутылок.
Очень важно, чтобы у подростка не было вредных привычек. В частности, зависимости от курения. Последнее сильно ухудшает обоняние. Как следствие, аромат вина становится сложнее уловить.
Сколько зарабатывают сомелье?
Профессия сомелье не слишком низкооплачиваемая, но и з/п здесь не чересчур высокие. Средняя заработная плата — 50.000 рублей. В одних регионах она ниже, в других выше.
Если тинейджер захочет работать сомелье, то пусть отправляется или в Москву, или в Санкт-Петербург. Там его ждет самая высокая зарплата в этой сфере. А также различные бонусы, которые может предлагать ресторан.
Как стать дегустатором
Это прибыльная, но нелегкая профессия, которую способен освоить далеко не каждый. Человеку для освоения данной профессии требуется не только специальное обучение, но и природная предрасположенность. Надо обладать высокой чувствительностью, чтобы тонко различать ароматы, вкус и цвет напитков.
Также потребуется прекрасная память, которая будет способна удержать максимальное число параметров элитных образцов алкоголя для дальнейшего сравнения с ними. Чем больше база знаний у такого специалиста, тем он ценнее. Еще в этой профессии потребуется умение грамотно излагать мысли, чтобы верно донести информацию до слушателей.
Если исходные природные качества у человека имеются, ему нужно пройти обучение. В России эта специальность преподается на ограниченном числе предприятий. Существуют организации, которые проводят обучающие курсы для будущих дегустаторов. При благополучном окончании можно получить сертификат и возможность продолжить работу в данной компании.
Еще можно пойти в университет — существует специальность «технолог пищевой промышленности», которая позволит давать и технологические советы на тему винного производства. Это будет большим преимуществом для специалиста данной профессии.
Промоутеры
Промо-персонал – это лицо бренда. Если консультант плохо знает информацию о продукте, до конца не понимает, что входит в его обязанности, выглядит не аккуратно, то вряд ли можно будет рассчитывать на успех проекта. Какие требования должны быть предъявлены к персоналу.
Внешний вид
Встречают по одежке – факт известный. Облик консультанта должен быть соответствующим мероприятию. Основы: волосы убраны, отсутствие украшений и яркого макияжа, брендированная форма, при работе с едой обязательно наличие одноразовых перчаток, фартуков, шапочек.
Коммуникабельность
Промоутер должен уметь выстраивать диалог с потребителем, не боятся отвечать на вопросы, уметь убеждать. Это должен быть неконфликтный, легкий в общении человек.
Доброжелательность
К персоналу с угрюмым выражением лица очередь выстраиваться не будет. Оружие промоутера – улыбка.
Оборудование
Для проведения дегустации могут понадобится.
Стойка
Это рабочее место персонала. Она может быть предоставлена точкой продаж или сделана на заказ (с нанесением логотипа компании). Обычный стол со скатертью – тоже приемлемый вариант. Главное, чтобы персоналу было удобно работать, а потребителям пробовать продукцию.
Форма
За неимением брендированной одежды, воспользуйтесь стандартным вариантом – белый верх, черный низ. При работе со съедобными продуктами следует позаботится о соблюдении санитарно-гигиенических норм: промоутеры в перчатках, фартуках, с убранными волосами.
Дополнительное оборудование
Продумать список инвентаря необходимо на этапе планирования. Например, для дегустации сыра могут понадобится острые ножи, доски, шпажки, для чая – стаканы, водонагреватель (чайник), удлинитель, для соуса – галеты или кусочки хлеба. Учитывайте специфику продукта.
ТОП-5 ошибок при проведении дегустации
Учитесь на чужих ошибках, чтобы успешно реализовывать свои проекты. Мы собрали ТОП самых распространенных недостатков при проведении дегустации продуктов.
№1. Продукта нет в продаже
Цель подобного промо – увеличение продаж. Если в магазине нельзя купить то, что вы продвигаете. То эффект от проведенного проекта будет равен нулю. Контролируйте товарный запас.
№2. Внешний вид промоутера
Предъявляйте конкретные требования к персоналу на этапе подбора промо-команды. Внешний вид должен соответствовать общим стандартам: неброский макияж, отсутствие видимых татуировок, минимум украшений. Важно, чтобы внешний вид персонала не отталкивал, а располагал потенциальных покупателей.
№3. Место размещения
Если продукт и место дегустации расположены далеко друг от друга, то на высокие показатели продаж можно не рассчитывать. Есть тысяча причин, по которым покупатель не пойдет в другой конец зала даже ради самой вкусной колбасы (лень, нет времени, не удобно и т.д).
№4. Отсутствие контроля
За работой персонала, товарными остатками, материалами для дегустации нужно пристально следить. Если нет ответственного человека, то проект будет напоминать басню «Лебедь, рак и щука» с отсутствием положительного результата.
Выбор места
Самая выгодная локация – точка продаж. Непосредственно в самом магазине лучше расположиться как можно ближе к полкам с продвигаемой продукцией. Чтобы покупатель мог попробовать и тут же взять с прилавка, если продукт пришелся по душе.
Позаботится о рабочем месте промоутера нужно заранее: это может быть обычный стол со скатертью или специальная брендированная промо-стойка. Все зависит от вашего бюджета. Но место дегустации должны быть чистым, опрятным, соответствовать санитарным нормам, со свободным доступом к дегустируемым продуктам и подходом нескольких человек.