История кашасы: возникновения бразильского традиционного напитка
После изучения истории возникновения кашасы из подозрительного пойла в то самое известное всему миру элитное бухло, становится понятно, что Бразилия не является начальной точкой в развитии и появления кашасы как самостоятельный продукт употребления. Да, основной и главный этап эволюции прошёл именно в Бразилии, но истоки находятся в другом месте.
Основание городка Сан-Висенти португальцем Мартином Афонсу ди Соуза в 1532 году. С этого момента начинается сельскохозяйственное возделывание сахарного тростника на территории будущей Бразилии.
Производство сахара в Бразилии, да и на всех Карибских островах, в основном сформировалось благодаря португальцам, которые завезли во время колонизации первые саженцы сахарного тростника и технологию его обработки с острова Мадейра. Согласно одним источникам это произошло примерно в промежутке между 1532 и 1548 годами. По другим источникам сахарный тростник попал в Южную Америку именно в 1532 году благодаря первой и официальной экспедиции к берегам будущей Бразилии португальского фидалгу и мореплавателя Мартина Афонсу ди Соуза (Martim Afonso de Sousa). Именно этот португалец основал завод по производству сахара на берегу океана в городке Сан-Висенти (пригород Сан-Паулу), где перерабатывался сахарный тростник, привозимый с португальских островов Кабо-Верде. К португальцам сельскохозяйственное растение попало сквозь время от Александра Македонского, который ещё в далёком 327 году до нашей эры посетил Индию — родину того самого сахарного тростника (Saccharum officinarum), который в последствии стал возделываться в Испании и Португалии. Смелые воины Саши Македы познакомились с прекрасным растением, который «производил мед без помощи пчел».
Ну а если более серьёзно и точно, то тростник проник в Европу из Индии и Китая, пройдя свой путь через Персию и Египет. Примерно в середине 12 века (1150 год) тростник появился уже в испанском регионе Андалузия и на островах у западного побережья Африки, в глубь которой будущее сельскохозяйственная культура проникала довольно медленно. Так что с середине второго тысячелетия испанцы и португальцы уже во всю прыть производили рафинированный сахар, технологию получения которого открыли арабы в период с 8 по 10 века. Надеюсь никто с этими фактами спорить не будет… едем дальше!
Высадка португальского мореплавателя Педру А́лвариша Кабрала на берегу будущей Бразилии в 1500 году. Oscar Pereira da Silva (1865–1939).
Так вот на известном португальском острове Мадейра алкогольный напиток «aguardente de cana» производился и производится путем перегонки сока сахарного тростника в традиционных перегонных кубах типа аламбик (Copper Pot Still). Португальцы 16 века были людьми сильно пьющими, поэтому вместе с саженцами этого сахарного растения, бочками наполненными портвейном, и желанием расширить территорию своего влияния, прихватили с собой в Бразилию и перегонные аппараты, чтобы, в конечном итоге, спустя время, явить на свет тот самый экзотический алкогольный напиток с неповторимым ароматом сырого тростника и прелым землистым вкусом.
Спустя практически 100 лет, в начале семнадцатого века, производители сахара различных европейских колоний, находившихся в Южной и Центральной Америке, начали использовать побочные продукты производства сахара в качестве исходного материала для изготовления спиртосодержащих напитков, которые в британских колониях получили общее название «rum» (rhum), жители французских колоний дали название «tafia», испанские конкистадоры «aguardiente de caña», а португальские (будущие бразильцы) «aguardiente de terra, потом «aguardiente de cana», а позже просто «cachaça».
Рабы отжимают сок сахарного тростника через ручной пресс. 17 век.
Изначально зародившаяся «бразильская водка», или как её ещё принято называть среди необразованных «бразильский ром», был популярен среди рабов и крестьян — предков граждан будущих стран «нового света»: после основной уборки остатки сахарного тростинка пропускали через ручной пресс, выделенный сахарный сок «гарапа» (он же у ) сбраживался и затем употреблялся в виде низкокачественного вонючего пойла. Помимо этого, некоторые меркантильные европейские плантаторы в качестве стимуляции хорошей работы часто обещали рабам этот ферментированный «сок» в виде награды за труд, другие и вовсе просто расплачивались им в конце каждого дня. В конце концов кто-то догадался, что при возгонке сброженного мутного сусла вонючая бормотуха становилась более крепкой — процесс дистилляции ознаменовал рождение Cagaça (одно из названий прародителя кашасы) как самостоятельный вид алкогольного напитка. Случившееся событие оценило местное племенное население индейцев, которое до этого момента употребляло весьма подозрительный напиток «кауим», приготавливаемый путём сбраживания пережеванного и сдобренного человеческой слюной маниока, кукурузы или топинамбура.
Знаменательное открытие моментально отметилось рекордным ростом местного «самогоноварения» и последующим за этим повальным алкоголизмом в промежутке между 16 и 17 веков. Кашасу пили все, и строители городов в холодных горах Серра-ду-Эспиньясу пытаясь согреться, и огромное количество приезжих рудокопов на золотые рудники штата Минас-Жерайс, от счастья или горя. Потом резко упала добыча «жёлтого» металла и снизилась торговля портвейном между Португалией и её колониями в Южной Америки. Посчитав «бренди» из сахарного тростника тому виной, португальский король выпустил декрет о запрете производства, продажи и даже употреблении кашасы. Идея конечно же провалилась, и уже в середине 17 века возобновлённое производство кашасы обложили налогами, что в итоге поспособствовало быстрому наполнению казны и восстановлению Лиссабона после землетрясения в 1755 году.
День кашасы в Бразилии
С 2009 года 13 сентября считается Днём кашасы в Бразилии. Дата была выбрана не случайно. 13 сентября 1661 года, после долгих народных волнений в колонии, португальский монарх официально разрешил производство алкогольного напитка.
У кашасы много названий!